Добро пожаловать на сайт, посвященный 150 летию города Владивостока,
                                                                                               его истории, людям, событиям

Дмитрий Рыкунов. Какое кино смотрели русские эмигранты?

Для меня большая честь выступать в клубе Лариссы Андерсен. Тема у нас звучит приблизительно так: «Какое кино смотрели русские эмигранты?». Так уж получилось, что про Харбин написано много книг где затрагиваются все аспекты, культура в том числе. Кинематографу, как ни странно, не очень повезло. Такой доступный и популярный жанр остался в тени. История кино в Харбине есть и я немного Вам об этом расскажу.


Харбин своим возникновением обязан строительству китайско-восточной железной дороги. Так получилось что Харбин почти ровесник кинематографа, приблизительно в одно время появились они. Первые кинопоказы проходили в летнем саду в 1904 году. В 1907 году первый кинотеатр (электротеатр). Открыл его Пантилемон Васильевич Кобцев, удивительная личность. Человек, с которым связано развитие кинематографа в Сибири и на Дальнем востоке. Некоторые события в Харбине были запечатлены исключительно благодаря Кобцеву. В 1906 году открылся кинотеатр Лихтинштейна (был такой предприниматель, который открыл кинотеатр «Гранд Иллюзион» во Владивостоке). В 1909 году в Харбине открывается кинотеатр Константина Семеновича Ярджеглу. Также у него был кинотеатр во Владивостоке с 1906 по 1911 год. Ездил в Париж, собственноручно покупал картины, привозил все новинки кинематографа во Владивосток и Харбин. Это удивительный период, владельцы иллюзионов в тот момент собственноручно составляли программу, собственноручно писали рекламу на эти фильмы, практически собственноручно приглашали на сеанс в кинотеатр. Благодаря кинематографу Харбин прославился почти сразу. 13 октября 1909 года на вокзале этого города был убит японский дипломат Ито, встречал его на перроне русский министр Коковцев. Корейский патриот Ан Чунгын, пришел на встречу и застрелил японца. В это время на перроне стоял кинооператор. Он не бросился «в рассыпную» с другими, а начал снимать. Есть подозрение, что это был Кобцев. Как очень активная личность он не мог пропустить событие такого масштаба. И все это снял. Фильм запретили. Газета «Русское слово» в октябре 1913 года пишет о том, что не все себя в этой ситуации повели достаточно мужественно. Русский министр Коковцев чуть ли не на руках держит Ито, а некоторые генералы ползают на корточках, прячась от пуль. Пленку выкупил француз за 15 000 франков, вывез ее за рубеж, к сожалению, она там и осталась. Как я полагаю, это первое международное упоминание о Харбине, и не последнее.

Вот фотография. Героическая борьба русских врачей и санитарок, которые ценой своей жизни с этой проблемой сталкивались. Вышел фильм «Город черной смерти». Показывали его и во Владивостоке. По газетам мы помним, что обсуждался возможный приход чумы в наш город.

Вот снимок, относящийся к первым киносъемкам. Это 2-3 марта 1912 года. Под Харбином. Была заснята казнь то ли революционеров, то ли хунхузов. Снимал ее Антонио Михайлович Дон-Ателло. Снимали долго, в связи с тем, что первый кинооператор, Жданов, падал в обморок, перенесли сцену на несколько дней, подъехал Пантилиемон Кобцев, которого ни чем нельзя было удивить, и снял. Фильм показывали на закрытых показах. Вы понимаете почему?! Даже в игровых фильмах того времени казнь Марии Стюарт, например, не каждый мог вынести. Настолько это была жестокая сцена, а что говорить о документальных съемках. Этот фильм, к сожалению, утрачен.

Уникальная попытка была в Харбине в 1925 году открыть кинематографическую школу. Некто господа Чайковский и Долин этим занялись. Преподавалась ритмика, преподавалась история кинематографа, пластика. Курс был рассчитан от 3-х месяцев до полугода.
В это время всплывает Пантилеймон Васильевич Кобцев. С 1921 по 1931 год, пока упоминается его лаборатория, очень много Харбин снимается. Борьба с чумой, хроника уголовного розыска, все происшествия, которые в Харбине происходят, работа пожарной дружины. Мало тем, которые Кобцев на свою кинокамеру не снимал. И большой плюс что фильм сразу же ставился в кинотеатрах. В отличии от Владивостока Харбин в жанре кинематографии был далеко впереди. Во Владивостоке того времени мало что снималось.

О Дон Ателло нужно сказать особенно. Антуан Михайлович (Антонио Микеле) Дон-Ателло, итальянец по происхождению. Очень примечательная и легендарная личность. Вырос в бедной неаполитанской семье. В детстве убежал юнгой на пароходе, много ходил и на рубеже XIX-XX веков прибился к бродячему цирку. В том числе ездил и по России, осел в Иркутске. Там он открывает свой кинотеатр и к 1917 году у него уже сеть кинотеатров. У него были кинотеатры в Харбине, Верхнеудинсе в Чите, в Иркутске, во Владивостоке. Он отличался тем, что активно и много снимал сам. Во время революции он свои кинопленки скрывал, сам проявлял. Ездил по Сибири. В 1919 году, вроде как был вице-консулом, назначенным в Харбин, где он и развернулся на полную катушку. В 1921 году открывается кинотеатр Палас на 1000 мест.

Позже в Харбине был очень интересный период, примерно с 1923 по 1925 год, когда ещё не было Совкино, Советская Россия препоны на границе не ставила. Ведь Харбинская кинопрокатная контора Дон Ателло снабжала фильмами всю Сибирь. Хочу сказать, что уже в 1910 году филиал его прокатной конторы был в Москве. Ну и Хабаровск, Владивосток, Чита. Все картины, которые шли в кинотеатрах связаны, с Дон-Ателло и его прокатной конторой. К сожалению, его дальнейшие следы затерялись. Мы не знаем, что дальше было с ним. Думается умер он где-нибудь в иммиграции в Китае.


Кино в мире…

Королем экрана дочаплинской эпохи тогда был Макс Линдер. У него каждую неделю появлялся новый фильм, был кинотеатр, который так и назывался – «Макс Линдер». Современник пишет, что все театральные любители, те, кто кино недолюбливали, они все ходили на Макса Линдера. После Макса Линдера мало кто любил Чарли Чаплина, это уже другой уровень шуток. Элегантный француз, который мастерски выходил из всех ситуаций.

Дальше на фотографиях прекрасная актриса Аста Нильсен. А раньше на ее фильмы ходили толпами, только на имя. Кадр из фильма «Бездна», участвовав в котором, актриса встала у истоков немецкой кинематографии. В Харбине ее тоже любили. Примерно с 1914 года на просмотрах в кинотеатрах начинают выступать актеры с всевозможными номерами. И это было нормально не только для Харбина, но и для всех кинотеатров, потому как пока перезаряжали пленку, надо было публику как то развлекать.

Спектр игрового кино был очень широк. В Харбине знали всех старожилов. Лисенко и Мажухина любили ещё до революции. В это время снимается он в фильме «Карнавал». Кино без границ. В отличии от Советского союза, где приблизительно с 1925 года начинает свирепствовать цензура, отбираются фильмы которые нужны и которые не нужны. А Харбину и Шанхаю, центрам русской иммиграции, очень повезло, потому что фильмы попадают сюда очень быстро. Если посмотреть на тот период то доминирует кино русской иммиграции, созданное в Париже и Берлине. Большая доля американских фильмов. Морис Шевалье в фильме «Улыбающийся лейтенант» это уже звуковое кино. Звуковое кино, как вы знаете, началось в Америке в 1927 году, братья Уорнеры выпускают фильм «Певец Джаза». Медленно и со скрипом звуковое кино завоевывает сердца. В Харбине это 1929 год. Профессор Робинсон, начальник технического отдела христианского союза молодых людей внедряет сиcтему звукового кино в кинотеатре Capital. Кинозал оббивается специальным покрытием, звуконепроницаемым из-за того, что возможности динамиков были слабые. В Рубеже писалось, как воспринималось новшество. Основные мысли были примерно такие: «Мы сейчас перетерпим все эти шумы», «У нас хотят отобрать любимое харбинцами занятие – немое кино». Звуковое кино принесло массу неудобств иммигрантам. Хорошо тем, кто владел языками, английским французским, но это не вся публика. Ситуация ухудшалась тем, что фильмы ещё не дублировались, и первое время даже титры не писались. В Мукдене пришли к такому решению – наняли профессора, который написал либретто, содержание фильма. К фильму шла книжка, в которой всегда можно было посмотреть, что и где происходит по фильму, хотя бы приблизительно.

Кино «Белый дьявол» Александра Волкова с Мозжухиным в главной роли. Фильм великолепный, смотрится на одном дыхании даже сейчас. Фильм Дон Кихот, режиссер Георг Вилгельм Пабст, в главной роли Шаляпин. Фильм шикарный, если можно сравнивать с Черкасовым, то это совершенно два разных фильма. Фильм вызвал дискуссию о том, стоит ли Шаляпину дальше сниматься. У Шаляпина был не очень хороший опыт съемок, он снимался в картине «Дочь Пскова», и фильм получил не самые хорошие отзывы. Что касается картины «Дон Кихот», Шаляпин сказал «в ней по поводу и без повода петь не буду, буду просто играть». Жаль что Шаляпин больше не снимался. Посмотрите это кино, вы все поймете.

В 20-х годах во Владивостоке идет масса иммигрантских фильмов. В Советской России кинематография не была развита, а вот после 25 года Совкино заработало, и появилась плеяда новых, уже советских, режиссеров. В 1935 году немцы проникают на рынок Харбина. Киностудия UFA, основанная в 1916 году, единственная составлявшая конкуренцию Голливуду, снимала очень серьезное кино. Даже после 1933 года киностудия продолжает работу, несмотря на то, что многие актеры покинули Германию. Тем не менее, в 1935 году в Харбине ими покупается кинотеатр «Гиант»(«Гигант»), и в него вкладываются деньги. С этого момента появляются фильмы «Принцесса Морица», «Девушки в форме» и наверняка появляются картины с Марикой Рекк.

Очень интересная компания возникла в Харбине в 1930 году – «Мишин фильм». Они сняли фильм «На черепахе в рай», с маленьким китайцем в главной роли и несколькими русским актерами. Балалаечник Родненький снимался в этой картине, очень популярный балалаечник был в это время в Харбине. Рецензию на фильм вроде даже получили от “Paramount Pictures”, но фильм канул в лету и продолжения история эта не получила. В 1936 году образовывается «Маньчжурская кинокомпания». Снимается фильм «Восходящая звезда».

По прокату доминируют английские и немецкие фильмы и как ни странно, японских документальных и художественных фильмов было очень мало. Были конкурсы, отбирали девушек на съемки в японских фильмах, но чем это закончилось не известно.

Если сравнивать с Европой, то в этом регионе таких звезд режиссеров и актеров не было. Но тем не менее кино смотрели и вплоть до 1945 года и кинотеатры были единственной отдушиной харбинцев.

 

Следующая статья: Алексей Буяков. Русские в Америке и Новой Зеландии
Разработка сайта — Pobeda-ru